RuGrad.eu

16 апреля, 20:38
пятница
$76,98
+ 1,30
92,23
+ 1,69
20,26
+ 0,38
13:48, 18 декабря 2020 6 карточек

Бюджет готов платить за Калининград, но не за Кёнигсберг

Будут ли режиссеры переписывать сценарий для более высоких рибейтов? Кому нужно заплатить и пригласить на съемки, чтобы получить областные компенсации? Хватает ли у местного бизнеса ресурсов? Карточки RUGRAD.EU.
1.
Что случилось?

В 2020 году в Калининградской области стали чаще снимать фильмы и сериалы, утверждает министр культуры и туризма Андрей Ермак. Не исключено, что это связано не только с прекрасными ландшафтами области и ее развитой инфраструктурой, но и с тем, что из регионального бюджета выделено более 50 млн руб. для поддержки кинопроизводства на территории региона. 

 

И хотя год оказался не самым удачным для художественных проектов — из-за коронавирусных ограничений вместо апреля сезон стартовал только в августе, — регион вдвое увеличил долю затрат. Возместить их он готов из бюджета — с 20 % до 40 % при выполнении дополнительных условий. Заинтересовали ли они производителей? Из 13 компаний, начавших съемки в нашей области, 5 подавали заявки на получение рибейтов. 




2.
Как будут распределяться эти 50 млн руб.?

Традиционно претендентов на выплаты оценивает конкурсная комиссия. В начале октября прошла первая защита проектов. Жюри оценивало 7 фильмов и сериалов от пяти производителей. 

 

«Существует два подхода. Деньги выплачиваются всем пропорционально:  победитель, набравший больше баллов, получает большую компенсацию затрат, второй, третий и последующие — меньше. Иной подход заключается в том, что деньги получают только компании, набравшие при конкурсном отборе наибольшее количество баллов. И это, к примеру, только два или три заявителя из десяти, а другие не получают ничего», — рассказывает Андрей Ермак. 

 

Производители пока не запрашивали компенсации на уровне 40 %, рассказывает Ольга Каверзина. Однако претенденты на повышенные рибейты есть, отмечает заместитель председателя конкурсной комиссии по оценке проектов и руководитель ответственной за первичную проверку заявок АНО «Фестивальная дирекция». Речь идет о возмещении порядка 28 % понесенных затрат. 

 

По итогам защиты было принято единогласное решение признать победителями всех участников. Всего в качестве компенсации части затрат на кинопроизводство по итогам 2020 года будет распределено 50,5 млн руб., большую часть из которых получит Продюсерская компания «Среда» за проект «Кесарь» - 32,2 млн руб. 9,47 млн руб. получит компания «Маруся Продакшн» за проект «Отель». Полный список победителей и проектов тут. 




3.
Что можно делать и чего нельзя, если хочешь получить больше денег за кино?

Базовая ставка рибейтов в России — 20 % от понесенных затрат. В таком размере их можно заявить после съемок картин во Владивостоке, Псковской и Ульяновской областях. В Москве поддержку также предоставляют в виде грантов. Калининградская область готова предоставить более щедрую компенсацию, до 40 %. Однако для этого авторы фильма вместе с продюсерами должны учесть ряд дополнительных требований, связанных с «раскруткой», рекламой картины и Калининградской области вместе с ней. 

 

«Нужно заключить договор с одним из ведущих телеканалов: Первый, Россия, СТС, и др., договор с Первым или Вторым мультиплексом. По сюжету должны быть прямые упоминания Калининграда: известных мест, обстоятельств или людей, связанных с регионом и популяризирующих область. При выполнении каждого из этих требований кинокомпания получает дополнительные проценты», — поясняет Андрей Ермак. 


 


Ольга Каверзина напоминает об обязательном условии по вовлечению в съемочный процесс калининградских стажеров. Так минкульт рассчитывает решить задачу по организации практики студентов творческих специальностей. Принципиальным остается также требование максимальной коммуникации с местным бизнесом. 

 

Если говорить о том, за что правительство области не готово платить компенсации , так это за популяризацию не калининградского, а кёнигсбергского образа региона. Отвечая на вопрос об этой тесной исторической связи, Андрей Ермак четко дал понять, что речь идет только об ассоциации с нынешним Калининградом. «Цель простая — популяризация его как туристического места». Классическими примерами выполнения этого условия, по мнению министра, могут быть картины «Желтый глаз тигра» и «Золотая парочка». События сюжета этих сериалов происходят в Калининградской области. 

 

Единого автора перечисленных критериев нет: в их составлении принимали участие сотрудники «Фестивальной дирекции», минкульта, губернатор и приглашенные эксперты, рассказывает Андрей Ермак. 




4.
Есть требование упоминать современную Калининградскую область. Не повредит ли это свободе режиссерского замысла?

«Здесь многое зависит от того, насколько тонки продюсеры, которые хотят сохранить замысел истории. Безусловно, именно такие и пойдут к этому караваю, и, возможно, их будет большинство. Любая компания стремится заработать, потому что кино — это дорогое развлечение. Если же хороший сценарий будет подмят под Калининградскую область формально, он может просто превратиться в невнятную историю, а зрители такие вещи не прощают», — комментирует Игорь Волошин, кинорежиссер и сценарист независимого кино («Олимпус-Инферно», сериал «Физрук»).

 

Волошин о системе рибейтов слышал и считает, что они вполне способны привлечь в Калининградскую область новые киностудии: «Для продюсеров это заманчиво. Причем и для фильмов с небольшим бюджетом, и для крупных проектов, где преобладает коммерческий подход и финансовая составляющая учитывается с самого начала». 



 

Едва ли кто-то станет спорить, что Калининградская область и ее ландшафты в кадре могут выглядеть очень аутентично. «Атмосфера подходила для нашего фильма», — поясняет выбор места съемок детективного сериала Ольга Рассказова, генеральный директор продакшена ММЕ (Mars Media). Этим летом «Водоворот» вышел на «Кинопоиске». Съемки проходили в Калининграде, Правдинске, Балтийске, Домново, на Куршской косе. Авторы сериала также претендуют на получение рибейтов. 

 

«Хорошо, что прописаны условия для продакшена, который заходит в Калининградскую область. Главное, чтобы рибейты не стали решающим фактором для выбора места съемок. Приезжать работать в регион должны не из-за компенсаций. Это должно быть именно конструктивно продумано», — комментирует режиссер Игорь Волошин, уточняя, что «в данном формате сотрудничества нужен продуманный компромисс. 

 

Представители местного бизнеса считают, что текущая версия требований к претендентам на рибейты хороша, но любое её ужесточение в сторону упоминаний региона уже может оттолкнуть производителей.


 


5.
Власти региона говорили, что рибейты «окупят себя» через прибыль местного бизнеса. Сработало ли это?

«Ежегодно суммы инвестируемых денег и денег, потраченных на территории области, растут, как и интерес кинопроизводителей к региону, в числе последних есть крупные компании. Спрос рождает предложение, —  комментирует Ольга Каверзина. — Мы всегда рекомендуем региональный бизнес и специалистов, тесно взаимодействуем со всеми. В кинопроизводстве задействованы, к примеру, «Фест Рентал», «К Продакшн», «МЕГА Фильм», «Калининград Фильм», «Запад Фильм», «Кино Самбия». Становится заметно, как со временем на рынке появляются новые игроки и конкуренция очень органично повышает качество предлагаемого продукта», — уверена руководитель «Фестивальной дирекции».

 

В минкульте считают, что затраты на рибейты окупаются сполна, причем прибыль получают в том числе и представители МСП. «Если в прошлом году выплатили сумму в 40 млн руб., это означает, что кинематографисты в Калининградской области потратили 200 млн. А поскольку перечень затрат, которые мы возмещаем, достаточно понятный, он связан и с проживанием, питанием, транспортными расходами, то эти 200 млн были потрачены как раз в части малого бизнеса, обеспечивающего эти услуги». 

 

Андрей Ермак также уверен, что сама система рибейтов и постепенное ее изменение в сторону увеличения компенсаций, позволяет создавать долгосрочную и понятную историю кинопроизводства. 


Непосредственный участник рынка, управляющий компании «ФРК» (компания First Rental. — Прим. ред.) Сергей Якубовский с этими выводами не вполне согласен. 

 

Предприниматель отмечает, что сейчас ренталы — компании, которые предоставляют в аренду аппаратуру и технику для съемочного процесса внутри региона, — не могут спрогнозировать загрузку на ближайшие периоды. 

 

В 2017 году, когда «ФРК» начала работу по предоставлению техники в аренду для съемок на территории области, компания обслужила три проекта. В 2019 году их было уже 6. Выручка росла пропорционально загруженности бизнеса. «Растем примерно на 30–35 % в год, но, несмотря на востребованность техники, в 2020 году роста не будет. Выйдем на показатели 2018-го. Относительно 2021 года есть запросы по нескольким проектам, но они пока на уровне сценарного производства. Нет четкого понимания, утвердят их или нет. А ввиду роста валютного курса, арендный бизнес сегодня — непростая бизнес-история. Без господдержки развития в регионе не будет», — описывает ситуацию Якубовский.

 



6.
Калининградский бизнес часто просит о господдержке. А что говорят кинопроизводители об уровне местных специалистов?

«В нашей группе работали местные специалисты: плейбэк, ассистент по актерам, механик камеры и технический персонал. Кстати, приятно удивило, что в области есть специалисты, и не обязательно привозить всю группу. Например, со следующим проектом мы так и поступим»,— комментирует Ольга Рассказова из компании MME.

 

Кинокомпания планирует снимать в Калининграде очередной сериал для федерального канала. Однако в работе на территории региона группа MME столкнулась с нехваткой съемочного оборудования. 




«Техники в регионе было не так много. Нам пришлось всё арендовать и привозить из Москвы. И, к сожалению, цена, которую нам предложил рентал в Калининграде, была намного выше, то есть для нас было более выгодно завезти оборудование», — аргументирует Рассказова.

 

Сергей Якубовский проблему не отрицает: «Нам сложно строить прогнозы по работе, потому что все проекты финансируются из разных источников, и довольно часто, не получая средств, они переносятся или вообще закрываются. И вот ты ждешь, что привезут проекты. Из них часть будет со своей техникой, с материка, а часть будет искать ее в регионе. Такая ситуация была и в 2018–2019 годах. Этот год стал абсолютно непредсказуемым: вся техника загружена полностью, с 1 августа до декабря. Если бы не пандемия, то многие съемки начались бы уже в апреле, пик пришелся бы на апрель – июль. Но все решили снимать одновременно».


 


Что касается ценообразования, то руководитель рентала обоснованность доводов кинокомпаний не поддержал, отмечая, что «цены сильно не разнятся»: «У меня встречный вопрос — если они везут технику от московской или питерской компании, тогда они не получат на нее рибейт? Весь смысл открытия нашего представительства в Калининграде, содержание офиса, аренда склада с определенным количеством техники рассчитаны на то, что у нас местное юрлицо с персоналом. Значит, арендовать у нас в любом случае выгодно».  

 


Карточки: Алена Иванова
Фото: RUGRAD.EU, предоставлены собеседниками


*материал опубликован в рамках информационного партнерства