«Провинциальные удовольствия»: как работают кинотеатры в малых городах

29 января 2016
«Провинциальные удовольствия»: как работают кинотеатры в малых городах

Структура кинорынка в Калининграде более-менее понятна. Есть крупный игрок — кинотеатр «Синема Парк», который отвоевал часть аудитории у мультиплексов, работавших в городе до его прихода. Есть «непотопляемая» «Заря», которая держится за счёт любителей авторского фестивального кино. Есть кинотеатры, находящиеся в удалённых от центра районах города и которые в качестве потенциальной аудитории ориентируются в первую очередь на жителей прилегающих микрорайонов. Про рынок кино в областных муниципалитетах известно гораздо меньше, притом что кинотеатр здесь — это не только возможность досуга, но и практически социальный объект, вокруг которого строится целая инфраструктура. Афиша RUGRAD.EU попыталась разобраться, как живут и работают кинотеатры в областных муниципалитетах.


«Ничего в вашем Гусеве не получится»

Большинство кинотеатров, открытых в муниципалитетах области, принадлежат компании «Люмен фильм». Фактически свою деятельность данное юридическое лицо стало осуществлять с 2010 года. «Всё началось, как ни странно, с подачи нынешнего губернатора», — вспоминает директор компании Павел Поникаровский.

В Гусеве, который на тот момент возглавлял Николай Цуканов, заработал первый в области ФОК. В спортивном объекте уже сразу было спроектировано помещение под кинотеатр. Администрация занялась поиском управляющей компании, которая смогла бы организовать в местном ФОКе сеансы. «На тот момент эта схема — организация кинотеатров в малых городах — в России вообще не работала. В городах, где население меньше 35 тыс., кинотеатры на тот момент не открывались», — говорит руководитель компании.

Директор «Люмен фильм» добавляет, что кинотеатры в небольших городах в России всё-таки были, но фактически они выполняли функцию «второго экрана». После того, как у фильма заканчивалась прокатная история в областных центрах и крупных городах, копию отдавали на прокат в небольшие муниципальные образования. Руководитель «Люмен фильма» такую схему называет «экономически невыгодной».

«Фильм собирает в первые две недели. Вся реклама заточена под этот релиз. Вся модель устроена так, что фильм должен показываться одновременно, она создается под конкретную дату. А когда проходит две-три недели, то общий интерес спадает», — говорит руководитель компании.

В Гусеве всё сложилось иным образом. В местный ФОК сразу было куплено цифровое оборудование. Притом покупка могла обойтись местным властям порядка 4 млн руб. «Стоимость пленки очень высока, — поясняет Павел Поникаровский. — Если ты собираешь не очень много, то тебе дистрибьютер просто не даёт кино, а цифровая копия практически ничего не стоит. Её себестоимость порядка 2 тыс. руб. Дистрибьютеру стало выгодно зарабатывать даже немножко».

После этого администрация ФОКа стала искать бизнес, который мог бы обустроить в городе кинотеатр. «Ей сказали, что ничего из этого в вашем Гусеве не получится», — объясняет Поникаровский. На тот момент он работал управляющим калининградского автомобильного кинотеатра «Ночной дозор» и единственный увидел перспективу развития рынка в 30-тысячном Гусеве.

«Я увидел перспективу в той «цифровой революции», которая тогда происходила. Я понимал, что эта технология позволяет двигаться в направлении малых городов. Я с 2007 года занимался «Ночным дозором» и понимал, куда всё движется», — поясняет он. На тот момент ещё не было очевидно, что кинорынок в маленьких городах окажется перспективным и позволит хотя бы окупать проекты. Но Павел Поникаровский поясняет, что для него и некоторых его коллег уже тогда было очевидно, что рынок повернет именно туда. «Крупные киносети до сих пор не рассматривают кинотеатры в городах, где меньше 250 тыс. человек населения. Для них это совершенно другой мир. Менеджеру супермаркета «Виктория» сложно понять, как работает палатка на Северном вокзале. Никогда менеджер «Виктории» не будет думать: «Ай, палатку тоже надо открыть!» Это совсем другой вид бизнеса, который не является для них интересным», — смеётся Павел Поникаровский

Фактически команда «Ночного дозора» и образовала «Люмен фильм». Как рассказывает директор компании, в кинозал в Гусеве он вложил около 2 млн руб. собственных средств, чтобы докупить некоторое необходимое оборудование. В середине декабря кинотеатр заработал. В январе 2010 года 80-местный кинозал посетило порядка 7 тыс. человек, но потом у «Люмен фильм» начался спад. Руководитель связывает это с тем, что у людей попросту пропала привычка смотреть кино в кинотеатре, поскольку такого вида досуга в городе долгое время поросту не было. Поначалу с кинотеатром произошла примерно та же история, что и с новыми ресторанами и клубами в Калининграде. Как только развлекательное заведение открывается, оно сразу начинает пользоваться у публики бешеной популярностью. Но со временем новинка приедается, и ажиотаж проходит. «Потом появился спад, который меня вводил в депрессию, потому что арендная плата была достаточно высокой — 90 тыс. руб. Но в конечном итоге всё сбалансировалось. Люди просто начали помнить, что у них есть такой вид досуга», — говорит директор компании. Сейчас в кинотеатр ходят порядка 35 тыс. человек в год. Первые инвестиции «Люмен фильм» окупил за 1,5 года.

После удачного опыта в Гусеве команда «Люмен фильм» помогла с организационной работой муниципальному кинотеатру в Новотроицке. «Мы стали фактически их управляющей компанией», — уточняет Поникаровский.

В 2012 году компания открыла в области второй кинозал в Советске. За год до этого в городе также появился ФОК, так что место для будущего объекта было определено. При этом в муниципалитете ещё с советских времен был кинотеатр «Парус». Но зал на 400 мест для сравнительно небольшого города оказался непозволительной роскошью. «Эта модель с большими залами уже не работает. Очень большие инвестиции, он никогда не окупится: его топить надо, содержать крышу… Это утопично», — поясняет Поникаровский.

В отличие от Гусева, объект в Советске «Люмен фильм» пришлось организовывать практически с нуля. Никакого оборудования здесь не было. В результате компании пришлось инвестировать в новый проект порядка 7–8 млн руб. Ситуация с посещаемостью этого кинотеатра оказалась в чём-то похожа на историю с Гусевом. Горожане, как вспоминает Павел Поникаровский, сделали хорошую посещаемость «Люмен фильму» в летний период, а потом, как признаётся директор, случился провал. На первом этапе у кинотеатра была посещаемость в районе 30 тыс. человек в год. Но сейчас эти показатели сравнялись с гусевским кинотеатром. Окупаемость проекта составила около 4 лет. «Мы отработали очень эффективную модель управления, которая позволяет не держать никаких директоров или дополнительных менеджеров, — поясняет директор компании. — У нас на точке находится только линейный персонал». Схема удалённого управления позволяет компании не тратить огромные средства на оплату директоров и менеджеров, которые бы руководили кинотеатрами на местах.

Третьей точкой в области стал город Черняховск — последний запущенный «Люмен фильмом» в регионе кинотеатр. В отличии от первых двух, он был открыт уже не в ФОКе,а торговом центре. В компании отмечают, что пока он функционирует в формате одного зала, но впоследствии должен появиться второй. Кинотеатр был запущен в декабре прошлого года, точных цифр по посещаемости в «Люмен фильм» пока не называют, но уверены, что показатели у этого объекта «будут лучше».


«От овощехранилища к кинотеатру»

Конкуренция на рынке небольших городов устроена странным образом. Редкие игроки борются скорее за площадку в городе, где ещё нет кинотеатров, чем за возможность войти на территорию конкурента и попытаться поделить с ним и без того небольшой и сложный рынок. Открывать второй кинотеатр в маленьком городе просто нет смысла с экономической точки зрения. Как уверяют в «Люмен фильме» два игрока в таком замкнутом пространстве попросту не уживутся.

Среди областных городов, где еще бы могли бы открыться кинотеатры «Люмен фильма», Поникаровский называет Балтийск, уточняя, что площадки там пока нет. «Если бы нашлась площадка, то мы могли бы рассмотреть вариант. У нас был контакт с владельцем здания, но пока он ни во что не перерос», — поясняет директор.

Тем временем компания «Киноленд» готовится открыть двухзальный кинотеатр в светлогорском «Янтарь-холле». У компании есть уже один кинотеатр в Калининграде в здании бывшей «Родины». Специфика работы «Киноленда» в областном центре в чем-то напоминает модель работы кинотеатров в небольших муниципалитетах. Потенциальную аудиторию этого кинотеатра составляют в первую очередь жители Московского района. То есть у компании есть опыт работы на замкнутом рынке, где количество потенциальных клиентов легко сосчитать.

Стоит предполагать, что в Светлогорске команду «Киноленда» ждёт весьма сложный проект. Население в городе составляет порядка 12 тыс. человек. Руководство компании само говорит о том, что об окупаемости здесь «думали в последнюю очередь», и речь идёт, скорее, «о социальной функции». Можно предположить, что новый кинотеатр — это просто попытка увеличить трафик «Янтарь-холлу» — объекту, важному для областного правительства с репутационной точки зрения. Впрочем, коммерческую модель «Киноленда» могут спасти туристы, на которых руководство компании очень надеется.

В области, однако, есть проекты, которые смогли выжить в похожих условиях. В небольшом Пионерском (около 11,5 тыс. человек) уже много лет работает муниципальный кинотеатр «Маяк». Его учредителем является местная администрация. Ещё в советские времена в городе работал кинозал на 400 мест. В начале 90-х здание превратили в овощехранилище, но потом решили, что кинотеатр городу всё-таки нужен и кинопоказы стали возобновляться. Но в начале «нулевых» кинотеатр вновь закрылся. Здание не соответствовало нормам пожарной безопасности, а у властей не нашлось в тот момент средств, чтобы решить эту проблему. Но в 2004 году в здании «Маяка» вновь стали проходить сеансы. Причём в «Маяке» стали показывать в том числе и спортивные трансляции.

«Начиная с 2005 года стали проводить какие-то небольшие работы — на сколько там денег выпадало из городского бюджета, — вспоминает нынешний директор «Маяка» Дмитрий Сидельников. — Каждый год по чуть-чуть делали: кинозал отремонтировали, кресла поменяли, отремонтировали кровлю. Получился более цивильный кинотеатр».

В 2010 году властям Пионерского удалось выгодно купить оборудование в свой кинотеатр. В Калининграде как раз начался процесс сноса ККЗ «Россия», и это оборудование перешло в «Маяк». «С этого момента можно считать, что он стал современным кинотеатром», — уточняет Сидельников. Правда, оборудование всё равно было пленочное. «Цифру» «Маяк» купил себе в лизинг позже, но уже за счёт собственных доходов. Сейчас кинозал с 12-метровым экраном насчитывает почти 300 мест. 

Несмотря на совершенно небольшой рынок и сравнительно малый  по сравнению с тем же Светлогорском поток туристов, «Маяк» демонстрирует рекордные цифры по посещаемости. Дмитрий Сидельников говорит, что в прошлом году в «Маяке» побывало порядка 74 тыс. человек. «У нас какая-то аномалия. Мы над этим вопросом ломаем голову уже много лет. Причин, наверное, несколько. Конечно, других развлечений городе нет (за исключением кафешек и моря летом), но ведь и в других городах так же. Да, это вносит какой-то взнос, но не решающий», — отмечает директор кинотеатра. Одной из причин рекордной посещаемости кинотеатра Дмитрий Сидельников считает его «историю». Если в Гусеве «Люмен фильм» столкнулся с тем, что у жителей просто пропала привычка ходить в кино, то в Пионерском горожане всегда знали, что у них есть кинотеатр. «Кино показывалось почти всегда. Показывались мультики для детских садов, и дети у нас [воспитывались с привычкой] ходить в кино. Отсутствие перерывов в кинопоказе — это тоже фактор», — объясняет Сидельников.

Несмотря на хорошую посещаемость, Сидельников признаётся, что без помощи из муниципального бюджета «Маяк» оказался бы «на грани рентабельности». Помощь из бюджета, по его словам, составляет около 25 % от собственных доходов кинотеатра. «Эта поддержка позволяет нам не выживать, а нормально существовать и что-то развивать, приобретать дополнительно. Но если начать экономить, то можно выйти на рентабельность», — поясняет директор кинотеатра.


«Центр жизни»

В небольших городах кинотеатр фактически превращается в социальный объект и одну из главных точек притяжения для населения. Развлечений, например, в Советске не так много, не считая небольших клубов и баров, которые работают уже не один десяток лет. Кинотеатр для некоторых категорий населения становится единственной доступной отдушиной. «Кино — это один из немногих видов досуга, который может себе позволить человек, получающий 15–20 тыс. руб.», — говорит директор «Люмен фильм». Средняя заработная плата по Гусеву, по его словам, составляет порядка 20 тыс. руб. Этого вполне хватает даже для семейного похода кино. Цены в будние дни на дневные сеансы тут могут начинаться от 90 руб. (в том числе и на некоторые 3D-сеансы).

«Благодаря поддержке из бюджета, я могу держать низкую цену, — рассказывает Дмитрий Сидельников из «Маяка». — У меня средняя цена за год получилась 150 руб. Ко мне приезжают из Калининграда уже достаточно давно. Получается, что семье из Калининграда на своей машине получается дешевле, чем сходить в калининградский кинотеатр», — объясняет он ещё одну причину популярности кинотеатра в Пионерском.

Ещё один возможный секрет популярности «Маяка» — это определённая неразвитость инфраструктуры Пионерского. В курортном городе количество точек общепита легко можно пересчитать по пальцам. При таких условиях кинотеатр с собственной пиццерией становится пусть и условной, но всё-таки заменой ресторанного сектора. «Человек приходит не просто в кино, а получить какую-то развлекательную услугу, какую-то эмоцию. И чем больше вот таких «фишек», которые дают ему возможность получить эмоцию, тем для кинотеатра лучше. Когда у меня был «голый» кинотеатр, то смотрелось бедновато. Не так притягивало, как сейчас», — говорит Дмитрий Сидельников.

Сейчас директор «Маяка» мечтает о глобальной реконструкции старого советского здания. «Реконструкция позволила бы и второй зал получить на базе бывшей котельной, которая сейчас не нужна, и надстроить галерею для увеличения развлекательной зоны: и боулинг, и дополнительная точка общепита. Пионерский и так весь у меня сидит, а это бы привлекло ещё больше людей из соседних городов и Калининграда», — рассказывает он.

«Маяк» сейчас демонстрирует не только хорошие количественные показатели, но и положительную динамику по приросту зрителей. «Я который год уже думаю, что будет потолок, но каждый раз потолок пробивается. Но в 2016-м году я уверен, что будет спад, потому что «мы в новой экономической реальности», — говорит Сидельников.

Эксперты, впрочем, наоборот отмечают, что кризис затронет киноиндустрию в меньшей степени, чем другие отрасли развлечений. Кинотеатры даже во время спада экономики, благодаря цене, будут оставаться доступными для большинства категорий населения. Безусловно, в кризис россияне начнут сокращать семейные траты, и строка «развлечения», как правило, первая идёт под нож. Но полностью от отдыха люди отказаться не смогут. И у кинобизнеса есть реальный шанс сохранить свои позиции за счёт дешевизны. «Я думаю, что отчасти это реальная ситуация, — соглашается Сидельников. — Но изменилась структура киносмотрения. Если раньше ходили на всё подряд, то начиная где-то со второй половины 2015 года картинка изменилась. Люди выбирают наиболее зрелищные фильмы, а средние пропускают. Получается так, что кассу делает маленькое количество фильмов».

Кинозалы «Люмен фильма» в Советске и Гусеве расположены в ФОКах. Как рассказывает директор компании, при этой модели существует примерно тот же синергетический эффект, что и в случаях, когда кинотеатры работают в торговых центрах. То есть кино является дополнительной точкой притяжения для публики. «Человек пришёл в кино, а потом посмотрел и сказал: «Пойду на коньках покатаюсь»», — поясняет Павел Поникаровский. Он соглашается, что крупные спортивные сооружения в маленьких городах — это такие условные «центры жизни». Но отмечает, что если добавить к ним торговую функцию, то народу бы там собиралось больше.

«Если сделать его и торговым объектом, то это бы облегчило эксплуатационные расходы объекта. Можно было бы его сделать торгово-развлекательным-социальным центром. Есть такой абсолютно коммерческий проект у наших соседей в Литве. И это окупается. А ФОК с точки зрения государственных вложений никогда не окупится. Это большое социальное дело. Но если бы на тот момент появилась идея добавить туда торговли и развлечений, то он бы ещё лучше работал», — уточняет Павел Поникаровский. Его компания не сомневается в успехе своего проекта в Черняховске именно потому, что здесь кинотеатр открыт в торговом центре, а не ФОКе. Синергия от коммерческих объектов для кинотеатра, по мнению директора, больше, чем от спортивных сооружений.

Директор компании также вспоминает, что во всех городах, где работал «Люмен фильм», местные власти оказывали ему поддержку. «Очень много зависит от местных властей, — признается директор. — Где бы мы ни приходили в эти малые города, нас везде местные власти встречали, флажками махали и говорили, что давайте мы попробуем вам помочь. Везде нам, так или иначе, какую-то поддержку оказывали».

Репертуар в кинотеатрах областных муниципалитетов идёт вразрез с политикой крупных сетей. В отличие от мультиплексов, у того же «Люмен фильма» кинотеатры в области пока однозальные. Пространства для каких-то экспериментов с репертуаром здесь немного. В расписании кинотеатра в Гусеве — третья часть нового отечественного мультфильма «Иван Царевич и Серый волк», «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино и несколько комедий, которые не отвлекают на себя много внимания. Никаких намёков на фестивальное кино. «Берётся то, на чем можно заработать деньги», — подтверждает директор «Люмен фильма», вспоминая про «очень хорошие» сборы от последних «Звёздных войн».

«По малым городам у фильма был сдвиг больше в 3D. Для них это в большей степени аттракцион. Они готовы были за это заплатить. Настолько была сформирована привычка потреблять контент дома, что если уж идти в кинотеатр, то тогда смотреть», — отмечает он. Поникаровский добавляет, что «проходные комедии», которые могут сработать в крупных городах, в небольших муниципалитетах могут давать сбои, вспоминая про фильм «Третий лишний». «Во всех городах он хорошо работал, а у нас прошёл незамеченный», — вспоминает он.

У «Маяка» в плане репертуара ситуация похожая. Директор рассказывает, что на блокбастеры люди продолжают ходить «так же хорошо, как и раньше». «Основное моё отличие от «Синема Парка» в том, что у них залов в 7 или 9 раз больше. Я тоже стремлюсь расширить свой репертуар какими-нибудь альтернативными проектами, но залов почти всегда не хватает. Когда получается, то ставлю фильмы, которые выходят за рамки мейнстрима. Но не получается это делать так часто, как хотелось бы», — говорит он.

Социальную важность этой истории недавно признало и государство. В прошлом году на развитие кинотеатров в городах, где проживает менее 100 тыс. человек было выделено 700 млн руб. Из этой субсидии 20 млн досталось «Люмен фильму».


«Этот рынок до сих пор пустой»

После того, как «Люмен фильм» окончательно отработал свою схему удалённого управления кинотеатрами, компания стала выходить на федеральный рынок. В «большой России» сильной конкуренции по-прежнему не наблюдалось. Ещё до того момента, как в области был открыт третий кинотеатр в Черняховске, у компании появился новый объект в городе Лиски Воронежской области.

В «Люмен фильме» раньше возможных конкурентов просчитали тенденции, куда может двинуться рынок кинопроката. В результате компания из Калининграда оказалась одним из лидеров. «Никаких игроков на этом рынке... Он до сих пор пустой», — комментирует Поникаровский желание компании выйти на федеральный масштаб.

В Лисках был торговый центр. Собственник был готов устроить у себя кинотеатр, но модель, как это можно сделать, не очень понимал. Однако был готов вложить в проект средства. Поникаровский познакомился с будущим бизнес-партнёром на лекции, которую директор «Люмен фильма» читал в «Школе кинопредпринимателей» в Санкт-Петербурге. Область на тот момент предпринимателей уже интересовала в меньшей степени. Сложности развития были связаны с отсутствием в муниципалитетах подходящих площадок, где можно было бы организовать кинозал. «Площадка — это не просто какое-то помещение. Нужна определённая высота потолков, определённое расстояние между колоннами, чтобы зрелище получилось. Иначе получается не кинотеатр, а видеосалон. Нужен большой экран, хотя бы метров 8–10», — поясняет директор компании.

Опыт работы в 56-тысячных Лисках в «Люмен фильме» оценивают как удачный и вспоминают, что город «рвал и метал». Компания Поникаровского оказалась в числе первых игроков на только-только формирующемся рынке. В результате в неё постоянно стали обращаться с коммерческими предложениями из «большой России». Следующим объектом стал кинотеатр в городе Балахна в Нижегородской области. В случае с Балахной к «Люмен фильму» обратилась администрация дома культуры. В результате был открыт кинозал на 147 мест. После Балахны у «Люмен фильма» был крупный проект в Арзамасе. Население здесь насчитывает больше 100 тыс. человек, и, как вспоминает руководитель компании, кинотеатры там уже присутствовали как вид развлечений. «Цифровое оборудование у них было установлено, но всё остальное было в таком же плачевном состоянии, как и в советское время: деревянные стулья», — отмечает директор. В тот момент на «Люмен фильм» вышел торговый центр. Фактически объект ещё не был построен, но о новом кинотеатре в городе уже подумывали. В Арзамасе, благодаря количеству населения, кинотеатр сделали трёхзальным.

«Мы и сейчас получаем большое количество заявок от торговых центров малых городах, — рассказывает Поникаровский. — Они изучают рынок и натыкаются на нас. Если вы забьёте в «Гугле» «кинотеатры в малых городах», то мы выскакиваем в первых позициях. Мы редко заходим в город и говорим: «Давай, всё». Обычно наоборот происходит. И мы начинаем думать», — говорит директор компании.

Сейчас «Люмен фильм», благодаря полученной от государства субсидии, будет открывать новый кинотеатр в городе Кингисепп (почти 48 тыс. человек) в Ленинградской области.

«В области из городов, которые вписываются в нашу модель, остался один Балтийск. Если будут какие-то предложения — мы рассмотрим. Пока реальных предложений нет», — резюмирует директор компании.



Текст: Алексей Щёголев

Фото: «Люмен фильм», pionersk.gov39.ru, wikimapia.org, Юлия Власова




Комментарии