Госкапитализм на аутсорсе

9 Апреля 2019
Госкапитализм на аутсорсе

С конца января 2019 года в Калининграде стало работать АНО «Фестивальная дирекция» организация, которой министерство по культуре и туризму передает часть функций по работе с частным бизнесом. 8 апреля в правительстве области прошла пресс-конференция министра Андрея Ермака, где также было представлено руководство АНО. Афиша RUGRAD.EU рассказывает, зачем чиновникам понадобилась дополнительная «прокладка» в их взаимоотношениях с предпринимателями и почему промоутерский бизнес не в восторге от новой идеи министра.


Что случилось?


Министерство по культуре и туризму учредило в феврале «Фестивальную дирекцию» — автономную некоммерческую организацию, которой досталась часть министерских функций. Как рассказал на пресс-конференции министр Андрей Ермак, сделано это было, чтобы «министерство не превращалось в ивент-агентство». 

Ведомство Ермака так или иначе помогает с организацией некоторых крупных мероприятий на территории региона: промоутеры обращаются к чиновникам за помощью, когда им нужно решить какие-то административные проблемы или в случаях, когда организаторы претендуют на бюджетное финансирование. Министерство, к примеру, активно работало с «Центром фейерверков «Хан» по их Мировому чемпионату фейерверков и даже использовало фестиваль для своих пиар-материалов. Теперь функционал по работе с частным бизнесом, который занимается организацией мероприятий, министерство фактически передает на аутсорс «Фестивальной дирекции». Это позволит министерству, по словам Ермака, избавиться от «несвойственных» ему функций, на которые уходило много времени и ресурсов. Фактически в отношениях между бизнесом и чиновниками министерства по культуре и туризму теперь возникает дополнительная «прокладка» в виде нового АНО.


Какие «несвойственные» функции отдаст Ермак этой дирекции?


АНО забирает у министерства несколько направлений деятельности. Одно из самых важных — аудит финансовых смет у промоутеров и организаторов, которые претендуют на бюджетное финансирование своих мероприятий. Ведомство Андрея Ермака не всегда успешно справлялось с этой функцией: в 2017 году организатор фестиваля «Янтарный пляж» Вадим Александров был признан виновным в преступлении, предусмотренном ч. 3 ст. 159.2 УК РФ («Мошенничество при получении выплат»). По итогам фестиваля «Янтарный пляж – 2013» Александров получил от министерства субсидию в 317,8 тыс. руб. Впоследствии было доказано, что некоторые документы, подтверждающие расходы, были подложными. Причем выяснили это уже правоохранительные органы. На стадии проверки бумаг чиновники не заподозрили обман, и денежные средства промоутер получил.

«Приходят организаторы и говорят: "Мероприятие стоит N рублей. Давайте мы его проведем". Мы садимся, смотрим, вроде всё понятно, вроде хорошо… "А вот здесь вот нельзя оптимизировать [расходы]?" — "Нет, нельзя, это невозможно. Вы ж в Калининграде, здесь вообще это оборудование нельзя..."», — обрисовал на пресс-конференции министр схему типичных переговоров между организаторами и чиновниками.

Как считает Ермак, дирекция лучше справится с функцией проверки смет, чем чиновники. «Когда встает вопрос о более эффективном использовании денег налогоплательщиков, нужна особая компетенция. Специальная компетенция», — отметил чиновник. Фактически любой промоутер или организатор, рассчитывающий на ту или иную помощь от правительства, теперь находится в прямой зависимости от руководства «Фестивальной дирекции».


Слушайте, ну жили же без этой «Фестивальной дирекции». И как-то справлялось министерство с «не свойственными» ему функциями.


Последней каплей стала ситуация, которая произошла с мероприятием «Городские выходные». Организацией занимался «Дом.РФ», а на уровне областного правительства двухдневному фестивалю в качестве куратора достался вице-премьер Гарри Гольдман. 

«Мы начали договариваться про какие-то таможни, про пуфы, про еще что-то, чем вообще не должна заниматься исполнительная власть. Но, учитывая значимость мероприятия, мы это всё помогали организовывать», — вспоминал Ермак. 

Потом у москвичей всё окончательно прекратило ладиться: у них не получалось договориться с калининградскими контрагентами, которых планировалось привлечь к «Городским выходным». Федералам казалось, что местные заламывают за свои услуги слишком большую цену. 

В результате, организаторы решили привезти все оборудование из Москвы, а мероприятие, по затратам, вышло даже дешевле, чем насчитали калининградские субподрядчики. Это, судя по всему, подтолкнуло чиновников к мысли о том, что бизнес, составляя подобные сметы, может сознательно завышать расходную часть. Навыков же, чтобы схватить промоутеров за руку, у сотрудников министерства не хватает. «Мы увидели, что целый ряд мероприятий, можно сделать иначе», — прокомментировал ситуацию Андрей Ермак. После этого и было решено создать для подобных целей отдельную структуру.


Кто будет заниматься этим аудитом?


Для того чтобы подобная схема заработала, министерству, с одной стороны, нужен был человек, максимально удаленный от местных ивент-агентств, с другой — специалист, который бы понимал специфику деятельности организаторов мероприятий. Ведомство остановилось на кандидатуре Ольги Каверзиной. Опыт работы в сфере организации концертов и мероприятий у нее есть. Ранее Каверзина была генеральным продюсером «Бюро креативных событий «Крапива». 

«Крапива» на местном рынке успела отметиться организацией концерта Веры Брежневой в ДС «Янтарный», группы Therr Maitz в областной филармонии. Сейчас, судя по социальным сетям, «Крапива» активной деятельности не ведет. Ольга Каверзина является директором и единственным учредителем ООО «Проспере», но, по словам руководителя «Фестивальной дирекции», на калининградском рынке эта компания не работает. С Андреем Ермаком Ольга Каверзина познакомилась еще до того, как возглавила дирекцию. 

Продюсер входила в команду клипмейкера Ашота Геворкяна, который снял несколько пиар-роликов для министерства по культуре и туризму. Нынешний министр к видеороликам явно не равнодушен, часто рассказывает, сколько просмотров в той или иной соцсети набрала очередная видеозарисовка. При нем ролики стали важной частью политики министерства по продвижению Калининградской области. По словам Каверзиной, именно Андрей Ермак предложил ей подать резюме и поучаствовать в конкурсе на пост руководителя дирекции.

Всего в «Фестивальной дирекции» работает 9 человек. На 2019 год АНО получит из бюджета 86,5 млн руб. В эту сумму входит и зарплатный фонд сотрудников (содержание структуры обойдется примерно в 12 млн руб. в первый год). Также, согласно представленной на пресс-конференции информации, «Фестивальная дирекция» должна за первый год своего существования самостоятельно провести 10 мероприятий. Ермак пообещал, что сумма, которую АНО получает из бюджета, будет корректироваться, а дальнейшее финансирование некоммерческой организации будет зависеть от того, сколько мероприятий будет в ее плане.


То есть они еще и самостоятельно организовывать мероприятия будут?


Да. Прямой задачи зарабатывать перед АНО никто не ставит, но коммерческая деятельность, по словам Ермака, «не возбраняется». Ольга Каверзина, во всяком случае, видит перспективы в данном направлении. Ниша на рынке для «Фестивальной дирекции» есть: власти Гусева уже попросили АНО помочь им с подготовкой Дня города. Но Каверзина, судя по всему, не собирается ограничиваться только праздниками в муниципалитетах и настроена на то, чтобы взять контракт на организацию Дня города в Калининграде. Этот контракт последние годы с завидным постоянством становился добычей продюсера Андрея Левченко и его ивент-агентства Vagonka.pro. Каверзина на пресс-конференции отмечала, что у нее есть «силы и возможности» сделать этот праздник «как-то по-другому» и предложить «более свежее решение».


Некоммерческая организация, которая получает деньги из бюджета, планирует стать самостоятельным игроком на рынке. Как к этому относится бизнес?


Даже Андрей Ермак вынужден был признать, что промоутеры воспринимают «Фестивальную дирекцию» в штыки. Бизнес увидел в этой истории параллели с «Янтарь-холлом»: подведомственное министерству учреждение, получающее бюджетные дотации, самостоятельно занимается организацией концертов. Некоторые промоутеры считали, что власти таким образом просто «поломали» концертный рынок в регионе. Кто-то называл эту ситуацию «игрой в казино на чужие деньги». 

Сейчас министерство вновь создает на рынке накачанного бюджетными деньгами игрока Министр знает, что бизнес называет эту историю «государственным капитализмом», но сам оценивает эту ситуацию по-другому и отмечает, что «Фестивальная дирекция» ограничена  тем заданием, которое ставит ей министерство. 

«Это [задание] —ее приоритет. Каждое их движение на сумму свыше 1 млн руб. согласовывается в рамках правления, куда вхожу я, сотрудники министерства культуры и так далее. Они, в этом смысле, связаны», — отметил Андрей Ермак. Сам он считает, что негативная реакция бизнеса может быть связана с аудиторскими функциями дирекции. «С утра сгенерировать какую-то идею, а потом сказать: “А давайте мы ее реализуем за деньги налогоплательщиков...”. Ничего похожего не будет», — пообещал министр.


Текст: Алексей Щеголев
Фото: RUGRAD.EU




Комментарии