RuGrad.eu

30 , 04:04
$73,19
-0,42
86,86
-0,05
18,94
+ 0,05
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КИНО КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА

Cобытие для 14 %

7 августа 2015
Cобытие для 14 %

Певческое поле Центрального парка. Смеркается. Сотни одетых со вкусом людей спеша спускаются по склону парка к сцене. Поёт суперпопулярная в России француженка Zaz. Где-то в толпе танцует мэр города. Недавно сцену покинул кандидат в губернаторы, неловко попытавшийся использовать главное музыкальное событие года в целях избирательной кампании. Так на сегодняшний день выглядит самый яркий музыкальный фестиваль города «Калининград Сити Джаз», отметивший в этом году свой десятилетний юбилей.


«Интеллектуальное меньшинство»

Сейчас сложно поверить, что фестиваль не создавался как большой городской проект, а вырос из банального корпоратива незаурядного человека. 45-летний создатель торговой сети «Виктория» Владимир Кацман отмечал свой день рождения в самом западном клубе страны, на «Вагонке». Поздравить его со сцены прибыли российские джазмены Сергей Манукян и Олег Киреев.

кацман.JPGМероприятие получилось ярким и запоминающимся. Было решено начать «делиться радостью»: масштабировать мероприятие в удачной стилистике — джаз и то, что рядом, — и открывать для публики. Владимир Кацман был назначен президентом мероприятия, а владелец клуба «Вагонка» Андрей Левченко, привозивший для бизнесмена тех двух первых джазменов, — генеральным продюссером.

«Я почувствовал, что это определенная ниша… Если говорить о моей любви к необычному, нетривиальному ведению бизнеса…Кто в 93-м году мог начать делать супермаркеты мирового уровня? [Создать «Викторию»] было смелым предпринимательским решением. Лидер всегда рискует, но при этом он может получать премиальную маржу. Всю жизнь я принимаю решения, которые не вяжутся с массой: 86 % и 14 %. Я вот в этих 14, если вы поняли, о чем я…», — вспоминает Кацман о том, как решил себя попробовать в шоу-бизнесе.


Манхэттен в Калининграде

Первый фестиваль прошёл в 2006 году. Тогда он носил имя одного из ресторанных проектов Кацмана (пиццерии «Дон Ченто») — «Дон Ченто джаз». Пиццерии была нужна реклама (её планировали развивать как федеральный проект), а фестивалю — деньги, и бизнесмен ловко удовлетворил взаимную потребность двух его бизнесов.

После фестиваля артисты должны были ехать по российским городам и продвигать бренд пиццерии. Эту идею, как, впрочем, и идею сети пиццерий (за пример бралась сеть пиццерий «Сбарро») Кацман позаимствовал у английской сети Pizza Express. «И я подумал, что мои пиццерии тоже будут замешаны на джазе», — вспоминает бизнесмен. Но выход в большую Россию его основного проекта — ГК «Виктория» — оказался значительно дороже, чем планировалось, и денег на «раскрутку» федеральной сети пиццерий не хватило.

Состав участников, выступавших на первом «Дон Ченто Джазе», джаз 2.jpgсейчас бы назвали скромным. Планировалось, что приедут гости только из стран-соседей: Литвы, Латвии и Германии. Но организаторам чудом удалось заполучить мощного хедлайнера — американскую легендарную группу Manhattan Transfer.

«Это, извините, шесть ''Грэмми'' или сколько у них? Во-первых, я вырос на их музыке, во-вторых, это действительно джаз-джаз», — с удовольствием замечает Владимир Кацман.

«Летний театр был полон, особенно во время выступления хедлайнеров. Так что фестиваль был успешным с самого начала», — рассказывает ведущая Светлана Колбанёва.

На втором фестивале лайн-ап существенно окреп. В Центральный парк привезли одних из главных апологетов модного на тот момент эйсид-джаза немцев De-Phazz и британцев Touch’n’Go. В 2009 году среди хедлайнеров была уже грузинская дива Нино Катамадзе. В этом году она была одним из хедлайнеров главного российского джазового сценария «Усадьба Джазз».

«На мой взгляд, фестиваль, во-первых, никогда не был локальным праздником, мы всегда ориентировались на регион, и далее, во-вторых, он никогда не станет общегородским праздником и точкой притяжения для всех жителей Калининграда, потому что у нас не лагерный шансон, не шоу участников проекта ''Голос'', а джаз или хотя бы приджазованная музыка. И это не массовое явление», — говорит Светлана Колбанёва.


«Дружба и деньги»

«Один, два, три года я финансировал сам это дело. Понимал, что это небыстрый процесс. Рынка не было. Надо было убедить потенциальных потребителей этого продукта и потенциальных спонсоров, что это будет действие, отличающееся от всего, что есть, и что они смогут получить от этого определенные дивиденды. Уговаривание спонсоров и дружба с ними — это определенный процесс, который заставляет любезничать, упрашивать и объяснять», — признаётся Владимир Кацман.

С годами рынок сформировался и сейчас на пресс-конференциях Кацман рассказывает, что у фестиваля есть целый пул спонсоров, который позволяет не закрывать важный для города проект.

Сейчас уговаривать спонсоров не приходится. Публичная дружба с Кацманом — это актив. логотип.jpg«Цели спонсировать у большинства тусовочно-дружеские. Но если ты в обойме, то это всё так или иначе монетизируется», — рассказывает человек, знакомый с организацией спонсорства фестиваля. По его словам, пищевики рассматривали участие в финансировании фестиваля как возможность комфортно зайти в торговую сеть «Виктория». Другие смотрели на спонсорство как возможность найти подход к мэру, хорошему другу Кацмана. Суммы спонсорских взносов начинаются от 300 тыс. руб. и, как правило, составляют от 500 тыс. до 1 млн руб.

«Конечно, я кривил бы душой, если бы сказал, что люди идут, потому что им настолько это выгодно. Мои друзья всегда понимали, что есть такой Вовка Кацман — он клевый, правильный и достаточно грамотно рассуждает. Если он в этом гешефте, то и нам надо быть рядом», — говорит Кацман. В качестве иллюстрации тезиса о дружбе он рассказывает, что держит с ещё двумя друзьями охотничье хозяйство, «вкладывает в него много денег», хотя сам на охоте бывает 1–2 раза в год. Очевидно, речь идёт о клубе охотников и рыболовов «Эльхвальд», соучредителями которого являются бизнесмены Вадим Дудин, Геннадий Андруцкий и экс-чиновник гурьевской администрации Николай Карабакин.


«Зачем здесь Цуканов?»

В 2011 году было решено передать фестиваль городу. С практической точки зрения это означало, что сети пиццерий «Дон Ченто», которая так и не стала федеральной, больше не нужна такая мощная реклама, и позволяло привлекать на фестиваль деньги из городского и областного бюджетов. С этого момента название пиццерии из логотипа фестиваля исчезает, а сама пицца на безальтернативных основаниях на фестивале остаётся.

«Еда не является первостепенным фактором на джазовом фестивале. Это нормальный ассортимент для мероприятия на открытом воздухе: вкусно, можно есть руками... Может быть, мне бы хотелось больше коктейлей, сидра, лёгких вин. Хотя я понимаю, что российское законодательство — это Цербер, который своих граждан за несмышлёных детишек держит. В этом году очень позабавил тот факт, что самым главным летним напитком у нас был глинтвейн (разумеется, безалкогольный)», — рассуждает Светлана Колбанёва.

В 2012 году из резервного фонда областного правительства фестиваль получил 500 тыс. руб. В этом же году городской бюджет потратил 1 млн. руб. Не сказать, что организаторы были полностью удовлетворены этими цифрами. «Первоначально организаторы фестиваля предложили оплатить городу всю смету, а она очень большая, и город столько заплатить не может», — комментировала эту ситуацию руководитель управления культуры Светлана Сикоза. Кацман, впрочем, отмечает, что совместная помощь бюджетов всех уровней не превышает 20 % от общего бюджета фестиваля.

«Нельзя сказать, что власть обратила на нас внимание, — говорит Кацман. — Это мой друг Александр Георгиевич Ярошук ярошук.jpgобратил внимание. Сам-то он любит ай-лю-ли-ай-лю-ли — цыганские напевы, которые он всегда на день рождение приглашает: околоцыганские вещи или шансон. Но он такой человек… Не то, что креативный, но разносторонне смотрит. Он увидел, что в этом есть какая-то перспектива. Так же, как и Николай Цуканов. Ему лично это понравилось».

Взамен своей помощи политики получают в лице «Калининград Сити Джаза» площадку, где они могут выступить в хорошем свете. Тот факт, что политики могут использовать площадку фестиваля в своих целях, президента фестиваля не смущает. «А почему нет? Почему человек, который мне лично симпатичен, не может со сцены сказать несколько слов? А Александр Георгиевич — мэр. Они дают какие-то ресурсы, муниципальный парк… Все, конечно, со скрипом, денег ни у кого нет. Но все это происходит», — объясняет Кацман.


«Общество развивается правильно»

Спустя 10 лет Владимир Кацман свой фестиваль называет «успешным проектом». «Для меня как для предпринимателя здесь и реализованные личные амбиции, и определённая, чего греха таить, экономика есть. Есть сфера деятельности для моих ресторанных форматов», — комментирует он.

Поводов для таких утверждений у бизнесмена предостаточно. В этом году, несмотря на «новые экономические условия», в которых оказалась Россия и Калининградская область в частности, фестиваль поставил новый рекорд по количеству зрителей, а билеты на третий день мероприятия были распроданы задолго до его начала. Zucchero — это хоть и легенда мировой музыки, но всё-таки в каком-то смысле ретро-артист.ZAZ.jpg Zaz — звезда действующая. «Я не тешу себя надеждой, что я такой вот гениальный. В этом году сыграло на руку наличие кризиса. Люди просто отказываются куда-то уезжать. Массовый приток наших слушателей — это не только наша заслуга. Это, к сожалению, о той ситуации, которая происходит у нас в стране и регионе», — комментирует Владимир Кацман.

У него есть своя музыкальная «зона ответственности» в программе фестиваля. Из года в год на «Калининград Сити Джазе» вторым номером во второй день выступает артист, чьё творчество можно охарактеризовать как «музыка не для всех» (или, как говорит сам Кацман, «джаз-джаз»). В 2013-м году это был гитарист Стэнли Джордан, который играл ту самую «музыку ради музыки», в этом — мультикультурные австрийцы The Syndicate, которые на фоне классических Jan Konop Big Band — настоящий авангард. Всё это креатура самого Кацмана. «Я всегда прошу хотя бы эту креатуру мне оставить. Все остальное берут в свои руки профессионалы. Но вот это, я говорю, не трогайте своими ручонками. Это будут сложные формы джаза. Это то, что нравится мне. И есть среди 14 % люди, которым нравится то же самое», — рассказывает бизнесмен.

Так или иначе в авангарде или мейнстриме, но команде Владимира Кацмана удалось главное: ежегодно проводить в небольшом провинциальном городе джазовый фестиваль, джаз 3.jpgпро который пишут в том числе и важные для мира джазовой музыки издания. Подобное мероприятие в формате «не для всех» с поправкой на размер города в России найти сложно. Организаторы честно признаются, что, кроме «Усадьбы Джаз», других, подобных «Калининград Сити Джазу» мероприятий не знают. Разве что городской джазовый фестиваль в Клайпеде.

Фестиваль в каком-то смысле стал и идеологическим событием, и «последним прибежищем буржуазии», к которой причисляет калининградцев ректор крупнейшего калининградского вуза Андрей Клемешев. «Буржуазный класс — это тот средний класс, который в нормальном обществе должен это общество формировать, а не идти в фарватере каких-то событий, связанных с решением большинства. Мне кажется, что власть должна опираться на мнение буржуазного класса, а не говорить о том, что мы руководствуемся мнением большинства. Это большая ответственность, когда ты избран большинством, но навязываешь мнение меньшинства. Тогда общество развивается правильно», — уверен Владимир Кацман.


Текст: Алексей Щеголев, Вадим Хлебников





Поделиться в соцсетях