Чудеса и тайны технократии

25 Января 2018
Чудеса и тайны технократии

Во время выезда в микрорайон «Восток» губернатор Антон Алиханов заявил, что побывал в Закхаймских воротах, где снова начнет свою работу калининградский Союз фотохудожников. Вспоминаем полную чудес, тайн и простой человеческой путаницы историю памятника, который передают в региональную собственность.


Что это за «Ворота» такие?


Закхаймские ворота — памятник архитектуры федерального значения (построены в середине ХIХ века). Как и у многих исторических зданий, у Закхаймских ворот после войны была не самая простая судьба: где-то до середины «нулевых» здание использовалось как склад, и никаких признаков жизни там не было. 

В зону общественного интереса ворота вернулись около 5 лет назад, когда региональному Союзу фотохудожников и федеральному бюджетному учреждению «Калининградский центр метрологии и стандартизации» (памятник находился на балансе у этой организации) удалось договориться об аренде. Собственно, с этого момента и можно отсчитывать начало жизни арт-пространства «Ворота». После затратного и тяжелого, по меркам энтузиастов, ремонта в городе появилась еще одна площадка, где можно проводить выставки, концерты групп, которые не могли рассчитывать на аудиторию свыше 80-100 человек (несмотря на неизменно плохую акустику), лекции и другие подобные мероприятия. Именно в «Воротах» проводил встречу с читателями автор книги «Закат Кёнигсберга» Михаэль Вик, из-за чего для некоторых борцов с «германизацией» «Ворота» превратились в красную тряпку.


Слушайте, а это вообще важно?


Будем честны, если бы речь шла о каком-то крупном городе, то, скорее всего, «Ворота» на его культурной карте были бы не так уж заметны и выполняли роль небольшого, сугубо локального арт-гетто. Чтобы у жителей близлежащих домов, помимо магазина с круглосуточным алкоголем и травмпункта, были еще какие-то места для досуга. Но учитывая, что Калининград — город маленький, площадок, которые более-менее удачно дрейфуют между коммерцией и «бескорыстной любовью к искусству», тут, мягко сказать, немного, проект прочно прописался на городской карте. Через какое-то время в «Воротах» заработала небольшая кофейня «Хлеб и турка» с нехитрым, но приятным меню (было видно, что у кого-то в голове сидит образ питерского лофт-проекта «Этажи» или чего-то такого подобного). Проект получил официальное признание и со стороны властей. Его вписали в программу Музейной ночи, и даже министр культуры времен губернатора Николая Цуканова Светлана Кондратьева заезжала туда. В перспективе можно было бы говорить и о небольших магазинчиках (если точно копировать концепцию «Этажей»), торгующих книгами, открытками и тому подобным, если, конечно, хватило бы места.


Ок, а дальше-то что было?


А вот дальше началась история странная и совершенно некрасивая. Сначала в социальных сетях появилось сообщение о том, что проект прекращает свое существование «в прежнем виде». На деле это означало раскол среди команды кураторов: у некоторых членов команды возникли разногласия с руководством Союза фотохудожников, после чего они попробовали как можно громче обставить свой выход из проекта в общественном пространстве. Развод, как это часто бывает, мирным не получился. Но не это самое важное. Самое важное — это то, что арендаторы Закхаймских ворот к тому моменту уже накопили внушительный долг. По состоянию на май прошлого года фотохудожники должны были федеральной структуре около 200 тыс. руб.


Они там все сумасшедшие, что ли? Как можно было работать и накопить такую задолженность?


Дело в том, что сначала условия аренды для Союза фотохудожников были весьма льготные. Какое-то время сумма аренды составляла 10 тыс. руб., потом ее увеличили до 22 тыс. руб., но с ноября 2016 года эта сумма достигла критической для Союза фотохудожников отметки — 76 тыс. руб. Директор ФБУ «Калининградский центр метрологии и стандартизации» Игорь Белов позиционировал себя в этой истории как лицо подневольное: сумма подскочила после того, как была проведена оценочная экспертиза, которая и нарисовала эту роковую на тот момент для фотохудожников цифру. Если бы Белов вдруг решил снизить сумму просто потому, что он человек добрый и ему так захотелось, в перспективе ему могло бы светить уголовное дело.


Слушайте, у вас там есть министерство культуры и туризма, это его объект, пусть оно и спасает.


Возглавляющий ведомство Андрей Ермак приходил на встречу с Союзом фотохудожников и прочим культурным истеблишментом региона, но договориться не получилось. Творческие люди крайне болезненно реагировали на предложения написать простейший бизнес-план для этого места, подчеркивая некоммерческий характер «Ворот». Предложения пойти в суд и оспаривать результаты оценочной экспертизы (или на худой конец потребовать от ЦСМ учитывать при уплате аренды улучшение помещений, которое было произведено во время ремонта) отклика не нашли. Кажется, фотохудожники просто рассчитывали на то, что правительство как-то договорится с их арендодателем (под этим «как-то», видимо, подразумевалось решение проблемы за счет бюджета). Но всё произошло не так, как рассчитывал союз. «Калининградский ЦСМ» просто нашел себе другого арендатора, который был готов платить: в конце мая прошлого года министр культуры и туризма Андрей Ермак пообещал организовать в Закхаймских воротах частный музей марципана. Именно в этот момент чиновник мог умывать руки с чувством выполненного долга: формально объект сохранял культурную функцию, и его даже можно было смело вписывать во все туристические маршруты (если не вдаваться в дискуссии, есть ли культурная функция у музея марципана), а решение финансовых проблем Союза фотохудожников — это, конечно, не министерский функционал.


Так давайте забьем последний гвоздь в крышку гроба «Ворот», и пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов.


Да вот не тут-то было. Сначала у регионального Союза фотохудожников поменялось руководство. Председателем союза вместо Ольги Юрицыной (это при ней накопилась задолженность) стала социолог Анна Карпенко. С «Воротами» ее связывало несколько действительно сильных и интересных выставочных проектов, посвященных жизни Роминтенской пущи. Плюс появился общественник Андрей Иванов, который вместе с Карпенко занимался инициативной группой «Спасем брусчатку». После смены руководства с задолженностью перед ЦСМ удалось разобраться, после чего началась вялотекущая война между Игорем Беловым и Союзом фотохудожников. И вот в конце августа, незадолго до своих первых губернаторских выборов, в этой истории появился Антон Алиханов. Проведя встречу с представителями культурной общественности, он заявил, что решил проблему арт-пространства и область заберет себе Закхаймские ворота в безвозмездное пользование.


Стоп, то есть Алиханов в одиночку решил эту проблему? Он что, супермен?


Вы знаете, в преддверии выборов политики вообще начинают творить чудеса (разве что по воде не ходят). Но на деле всё получилось не так красиво, как обещал губернатор. Во-первых, вся эта история затянулась: в октябре, к примеру, никаких фотохудожников в Закхаймских воротах еще не было. Но, когда схема с «Воротами» стала ясна, вопросов стало только больше: правительство хочет выменять у «Калининградского ЦСМ» помещения на Московском проспекте. Притом, пока процесс обмена не завершен (а это не быстро), правительство будет платить аренду за Закхаймские ворота — около 80 тыс. руб. 

Поначалу история выглядела не слишком приятной для областного правительства, которое должно платить за некоммерческую организацию деньги налогоплательщиков. Но потом выяснилось, что ЦСМ будет платить соразмерную сумму за аренду помещений на Московском проспекте. Правда, несколько дней назад губернатор Антон Алиханов и вице-премьер Гарри Гольдман внезапно рассказали корреспонденту RUGRAD.EU, что платят еще и фотохудожники, которых при прежнем руководстве союза пытались выселить из Закхаймских ворот за отсутствие денег. Директор «Калининградского ЦСМ» Игорь Белов подтвердил, что его организация сейчас платит арендную плату региональному правительству, но сумму раскрывать не стал. Но в пресс-службе правительства сказали, что всё на самом деле не так: Закхаймские ворота сейчас отдали в субаренду Союзу фотохудожников. Арендная плата соразмерна той сумму, которую региональный бюджет платит федералам. В правительстве предполагают, что Белов просто ошибся и за ворота ЦСМ платил до того, как был заключен договор субаренды с Союзом фотохудожников.


Господи, это всё? Всё наконец-то закончилось?


Финальную точку в этой истории ставить рано. Да, сейчас в Закхаймских воротах находится Союз фотохудожников. Они получили президентский грант и планируют открыть площадку, если верить пресс-службе правительства, в середине февраля. В течение «пары месяцев», по прогнозам губернатора, закончится процесс выменивания Закхаймских ворот у федералов. Но после этого правительство должно объявить конкурсные процедуры: региональные власти не могут отдать Закхаймские ворота фотохудожникам просто потому, что им нравится эта организация. Побороться за здание могут и прочие общественники. Впрочем, скорее всего, сюрпризов не будет и победят фотохудожники. У правительства, к примеру, даже в рамках закона есть возможности составить задание таким образом, чтобы победил Союз фотохудожников. «Мы можем определенные требования туда заложить, что мы там хотели бы видеть...», — пояснял Антон Алиханов.


Если будет конкурс, то почему сейчас там сидят фотохудожники?


Извините, но, кажется, что по кочану. Союз фотохудожников туда пустили потому, что они там работали и до этого момента. Так сказал корреспонденту RUGRAD.EU Гарри Гольдман.


Текст: Алексей Щеголев
Фото: gov39.ru, RUGRAD.EU




Комментарии