RuGrad.eu

27 февраля, 02:08
понедельник
$57,48
+ 0,00
60,45
+ 0,00
14,06
+ 0,00
Закрыть

Логин
Пароль
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Короли бюджетного пиара: рейтинг RUGRAD.EU

Какие СМИ калининградские власти «подкупили» контрактами в 2015 году.


Калининградский деловой портал RUGRAD.EU представляет третий ежегодный рейтинг «Королей бюджетного пиара» — медиаменеджеров, оказывающих пиар-услуги калининградским органам власти. По нашему мнению, к контенту этих СМИ стоит относиться с осторожностью, и вот почему.

Внимание к проблеме бюджетного пиара приковано не столько из-за баснословных трат на покупку лояльности СМИ (особенно в период кризиса), сколько из-за критичного уровня дезинформации от законтрактованных СМИ. Контракты с органами власти, как правило, накладывают на медиаменеджеров негласные обязательства, выходящие далеко за рамки того, что прописано в обязательствах. По факту СМИ продают не только свою рекламную площадь: в единый пакет, как правило, приходится «упаковывать» лояльность и даже больше — управление всей информационной повесткой. Ситуация, когда на одной полосе издания — нужные властям акценты (как правило, в ущерб общественным интересам), а по соседству — материалы, критикующие чиновников, даже в принципе невозможна.

В калининградской медиасреде известны случаи, когда руководителям СМИ грозили разрывом контракта и сложностями с его получением в дальнейшем, если журналисты не займут «правильную» позицию или не внесут в блэк-лист неугодных власти политиков и общественных деятелей. Официальная финансовая отчётность некоторых калининградских СМИ наглядно демонстрирует, что их экономика уже давно сидит на игле бюджетного финансирования. В годовой выручке «Комсомольской правды в Калининграде» (издаётся медиагруппой «Западная пресса» Марины Васильевой и Александра Власова) объём контрактов составляет порядка 25 %. Телерадиокомпанию «Каскад» бюджетная игла «пронизает насквозь»: судя по отчётности, экономика частного канала чуть ли не полностью состоит из соглашений с органами власти.

Государственное и муниципальное финансирование СМИ всё больше становится эффективным инструментом для тотального контроля над информационной повесткой. Необходимость в пиар-услугах чиновники, как правило, объясняют отсутствием у них трибуны (собственных учреждённых СМИ). Якобы частные СМИ выбирают громкие информационные поводы, чтобы заработать как можно больше медийной реакции, а необходимая населению «скучная», но нужная информация от власти остаётся без внимания.

Действительно, областное правительство не имеет собственной газеты, радиостанции или интернет-СМИ (хотя у них есть собственный портал), зато есть государственные ВГТРК и «Российская газета», отражающие провластную повестку. В этом смысле выделение госконтрактов частному телеканалу «Каскад» выглядит не совсем логичным. Однако идея информирования населения превратилась в личный пиар политиков. На страницах газет, на интернет-порталах и телеканалах без каких-либо пометок («На правах рекламы», «Выполнено по заказу правительства Калининградской области» и пр.) можно увидеть информационные объявления и публикации, восхваляющие власть, а также работающие на личный пиар тех или иных политиков.

За прошедший год на калининградском медиарынке всё осталось практически на своих местах. Те СМИ, которые из года в год живут на государственном финансировании, исправно его получают. Кто-то — в больших, а кто-то — в меньших объёмах. И тенденций к его уменьшению не предвидится: 2015-й был годом губернаторских выборов, и госконтракты на пиар во многом помогли Николаю Цуканову удержать лояльность ряда СМИ, сэкономив на этом за счёт бюджета. В 2016 году предстоят более сложные выборы — избрать «Единую Россию» в Госдуму и областную Думу. А значит, «дармовой» лояльности потребуется ещё больше.



sharonov gtrk.JPG 1. Владимир ШАРОНОВ (ВГТРК) — 32 млн руб. (20 контрактов)


В 2014 году: 34,9 млн руб. 

Кого пиарит: всех

Государственное телевидение традиционно получает от органов власти больше всех госконтрактов. Это выглядит логично: ВГТРК выполняет функцию государственной трибуны, ради которой и был затеян бюджетный пиар: информирует население, предоставляет чиновникам площадку, чтобы те могли донести свою позицию до народа и даже пиарит их лично. Наличие государственного телеканала ставит логичный вопрос: зачем властям «скупать» другие СМИ, если у них есть трибуна на ВГТРК?



2. Олег ШКИЛЬ, Гарри ГОЛЬДМАН (медиагруппа «Каскад») — 26,2 млн руб. (14 контрактов)

Телеканал «Каскад», новостной сайт «Калининград.ру», радиостанция «Монте Карло»


В 2014 году: 31,6 млн руб.

Кого пиарят: всех

Удивительно, но факт: официальная выручка НТРК «Каскад» в 2014 году оказалась на 5,8 млн руб. меньше, чем объём полученного компанией финансирования от органов власти. Судя по официальной отчетности «Каскада», его выручка составила 25,8 млн руб., а на госконтрактах телеканал получил 31,6 млн руб. Выходит, что, если лишить «Каскад» государственных и муниципальных контрактов, канал и вовсе обанкротится?



3. Марина ВАСИЛЬЕВА, Александр ВЛАСОВ (медиагруппа «Западная пресса») — 24,3 млн руб. (22 контракта)

Газеты «Комсомольская правда в Калининграде», «Страна Калининград», «Вечерний трамвай», журнал «Королевские ворота», новостной сайт «Клопс.ру», радиостанция «Бизнес ФМ-Калининград”.


В 2014 году: 19,5 млн руб.

Кого пиарят: всех

В 2015 году медиахолдинг освоил новый жанр в журналистике — опровержение неудобных для власти и не только информационных поводов. Журналисты Марины Васильевой и Александра Власова подхватывали скандальные информационные поводы федеральных и региональных СМИ и вставали на сторону «плохих героев». В случае с региональным офисом «Трансперенси Интернешнл – Россия» журналисты звонили разоблаченным чиновникам (даже в тех случаях, когда прокуратура подтверждала их нарушение) и помогали им оправдаться, игнорируя суть новости и даже не сообщая своим читателям, по какому поводу тот или иной чиновник пытается оправдаться. Примечательно, что госфинансирование медиахолдинга в 2015 году возросло почти на 5 млн руб. — такого успеха на ниве государственного пиара не удавалось добиться ни одному калининградскому СМИ; финансирование большинства из них и вовсе было сокращено.

  

В прошлом году медиахолдинг расширил количество своих проектов, взявшись за издание калининградской версии делового федерального портала РБК, что не могло не вызвать удивления в медиасреде. Во-первых, редакционная политика РБК противоречит тем жанрам, в которых привыкла работать «Западная пресса» — желтым новостям в духе «Комсомольской правды» и Life News одиозного Арама Габрелянова. Во-вторых, в журналистских материалах отсутствует аналитическая глубина. Но главное различие кроется в специфике отношений с действующей властью. РБК демонстративно дистанцируется от отношений с кем-либо, стараясь строго придерживаться западных образцов журналистской этики. «Западная пресса» уже давно фактически встроилась в систему государственной пропаганды, и обязательства, взятые медиахолдингом, не всегда позволяют журналистам выполнять свои обязанности.

Возможно, в скором времени Марина Васильева и Александр Власов начнут «продавать» властям пиар на площадях РБК — как официально, так и не официально.



4. Валерий АТАМАНОВ («Калининградская правда») — 4,9 млн руб. (4 контракта)


В 2014 году: 10,4 млн руб.

Кого пиарит: всех

Несмотря на то что в 2015 году «Калининградка» взяла 8 госконтрактов на 18,6 млн руб., большую часть бюджетных денег газете заплатили за публикацию официальных документов (13,7 млн руб.). Это нельзя назвать пиаром в чистом виде: публикация нормативных актов необходима для вступления их в силу и информирования населения о законодательных нововведениях (обязывает федеральное законодательство), документы явно не носят пиар-окраски и промаркированы так, что их всегда можно отличить.

За право публиковать официальные документы с «Калининградкой» регулярно сражается «Комсомольская правда в Калининграде» Марины Васильевой и Александра Власова, но неизменно проигрывает.



5. Олег АЛЬТОВСКИЙ («Новый Караван») — 3,3 млн руб. (5 контрактов)


В 2014 году: 2,9 млн руб.

Кого пиарит: администрацию Калининграда, правительство Калининградской области, горсовет Калининграда

Издатель газеты, которую нелегко найти в публичном доступе, входит в «королевскую рать» во многом благодаря своей бывшей супруге — начальнику управления по связям с общественностью и СМИ мэрии Калининграда Елене Новожиловой. Львиная доля его бюджетных доходов (1,95 млн руб.) поступила как раз от администрации Калининграда: сама Новожилова не принимает участие в комиссии, распределяющей контракты её бывшему супругу, зато подписывает ему акты выполненных работ.



6. Игорь РУДНИКОВ («Новые Колёса») — 3,2 млн руб. (3 контракта)


В 2014 году: 3,2 млн руб.

Кого пиарит: администрацию Калининграда, горсовет Калининграда, правительство Калининградской области

Оппозиционному депутату Облдумы удаётся преуспеть на нескольких фронтах: и писать про областные власти не всегда лицеприятные публикации, и иметь госфинансирование, и даже получить орден «За заслуги перед Калининградской областью» из рук губернатора Николая Цуканова. Впрочем, иногда публикации Рудникова оказываются для Николая Цуканова настоящей миной: в канун вручения ордена «Новые Колёса» зачем-то опубликовали старое интервью с губернатором, в котором он признаётся, что в Тайланде дал взятку местным полицейским, чтобы они «замяли» наезд на пешехода.



7. «Российская газета» — 2,98 млн руб. (1 контракт)

В 2014 году:

Кого пиарит: правительство Калининградской области

Сам факт существования государственной «Российской газеты» и выдачи ей госконтрактов ставит под сомнение государственное финансирование всех печатных СМИ. «Российская газета» как государственное издание предоставляет власти медийную площадку. Есть ли такая острая необходимость в финансировании других печатных СМИ, которые принадлежат частным лицам, — остаётся не совсем понятным.



8. Виктория КАШИНСКАЯ («Калининградская вечерка») — 2,6 млн руб. (4 контракта)


В 2014 году: 2,45 млн руб.

Кого пиарит: администрацию Калининграда, правительство Калининградской области, горсовет Калининграда

Внештатный советник Александра Ярошука в 2015 году решила подзаработать не только на пиаре своего шефа, но и на весьма прибыльной доставке квитанций за коммунальные платежи. В прошедшем году она выиграла конкурсы двух подконтрольных Ярошуку муниципальных предприятий — «Водоканала» и «Калининградтеплосети». И не собирается на этом останавливаться: Кашинская уже обозначила свою претензию на «завоевание» областного рынка — доставку квитанций за капремонт. Пока региональные власти не допускают советника Александра Ярошука до конкурса, Кашинская каждый раз жалуется в управление Федеральной антимонопольной службы, блокируя итоги конкурса.

Специфика бизнеса Виктории Кашинской, сопряженного с органами власти, очевидно, не даёт развиваться её лучшим журналистским качествам. Из её СМИ практически исчезли критические материалы в отношении власти и журналистские расследования, которыми она раньше славилась. Ведь именно перу Кашинской принадлежит одно из самых громких журналистских расследований эпохи Николая Цуканова о доме его семьи в Ивашкино. Остаётся надеяться, что когда-нибудь Виктория Кашинская вернётся в профессию.



9. Анатолий СТАРОДВОРСКИЙ («Балтик плюс») — 1,7 млн руб. (6 контрактов)


В 2014 году: 1,3 млн руб.

Кого пиарит: администрацию Калининграда, Калининградскую областную Думу, горсовет Калининграда

«Балтик плюс» традиционно оказывает пиар-услуги органам власти, зарабатывая на этом не самые большие деньги, ведь радиовещательный рынок в регионе совсем мал по сравнению с другими СМИ.



10. Владимир СУВОРОВ, Максим СОЛОДЯНКИН («Первый городской») — 1,5 млн руб. (3 контракта)


В 2014 году: 0,18 млн руб.

Кого пиарят: правительство Калининградской области, администрацию Калининграда

В 2015 году «Первый городской» не смог выполнить  свои обязательства сразу по двум госконтрактам — пропиарить программу повышения финансовой грамотности областного Минфина и сделать социальную рекламу для Минкульта. За это телеканал внесли в реестр недобросовестных поставщиков. Судя по всему, мы нескоро увидим Владимира Суворова и Максима Солодянкина в числе королей бюджетного пиара, так что придётся заняться журналистикой.



11. Сергей РУДНОВ (ИА REGNUM) — 1,5 млн руб. (1 контракт)


В 2014 году: 1 млн руб.

Кого пиарит: правительство Калининградской области

Госконтракт на освещение деятельности региональных властей получили федералы ИА REGNUM, а пиарить Николая Цуканова и его команду предстоит региональному корреспонденту Андрею Выползову.



12. Дмитрий КИСЕЛЕВ (МИА «Россия сегодня») — 1,5 млн руб. (1 контракт)


В 2014 году:

Кого пиарит: правительство Калининградской области

Помимо регионального пиара, правительство Калининградской области очень нуждается в федеральных публикациях и регулярно отыгрывает госконтракты для федеральных СМИ. Этот факт наглядно показывает, как областные власти извратили концепцию «информирования населения» за бюджетный счёт. Когда проплаченные публикации выходят в региональных СМИ для жителей Калининградской области, это выглядит хотя бы логично. Но зачем информировать о региональных делах федеральную аудиторию? Например, жителей Чукотки. Ну если только попиариться перед чукчами?



13. Валерий КОРНИЛОВ («Фрикалининград.ру») — 1 млн руб. (2 контракта)


В 2014 году:

Кого пиарит: правительство Калининградской области, «Корпорацию развития Калининградской области»

Член ЛДПР и облизбиркома Валерий Корнилов, наконец-то, раскрыл карты. Долгое время его интернет-портал активно работал по процукановской повестке, не имея при этом госконтрактов. Казалось бы, за бесплатно. Оплачивалась ли подобная любовь к Цуканову и из каких фондов — остаётся неизвестным.

Считается, что Корнилов близок к вице-премьеру по внутренней политике Александру Егорычеву.



14. «Интерфакс» — 0,9 млн руб. (1 контракт)


В 2014 году: 0,845 млн руб.

Кого пиарит: правительство Калининградской области

Областное правительство ежегодно выделяет федеральному информационному агентству «Интерфакс» примерно одну и ту же сумму денег.



15.  Роман ГОВОРОВ (Inbox.ru) — 0,8 млн руб. (1 контракт)


В 2014 году:

Кого пиарит: правительство Калининградской области

Ещё одно федеральное издание, которое должно было донести информацию о деятельности правительства Калининградской области до жителей всей страны. Однако в итоге региональные власти расторгли контракт с компанией Говорова из-за систематических срывов пиара правительства. 



16. Михаил ЧЕРЕНКОВ («Русский край») — 0,5 млн руб. (3 контракта)


В 2014 году: 1,4 млн руб.

Кого пиарит: администрацию Калининграда, Калининградскую областную Думу, горсовет Калининграда

В 2015 году Михаил Черенков вступил в публичную перепалку с губернатором Николаем Цукановым на совете по культуре из-за фестиваля «Кубана». Губернатор выгнал Черенкова из зала заседаний и, видимо, из всего бюджетного финансирования тоже. Объём госконтрактов радиостанции «Русский край» пошёл по наклонной. После скандала от Михаила Черенкова поспешила откреститься РПЦ: в калининградской епархии он возглавлял отдел эксплуатации памятников. По утверждению РПЦ, Черенков работал на общественных началах, дело это было давно, и на церковь он уже давно не работает.


«Короли бюджетного пиара» по итогам 2014 года.

«Короли бюджетного пиара» по итогам 2013 года.





(Голосов: 19, Рейтинг: 4.32)

Комментарии

По Марине Васильевой...Забыли упомянуть АиФ в Калининграде.Возможно, я и ошибся-пробежал бегло данную публикацию.Если я не прав-поправьте меня)
Для того чтобы оставить свой комментарий — пожалуйста авторизуйтесь