«Публичный дом здесь будет»: почему город может потерять арт-пространство «Ворота»

17 Мая 2017
«Публичный дом здесь будет»: почему город может потерять арт-пространство «Ворота»

В Калининграде ни для кого не секрет, что арт-площадка «Ворота» переживает далеко не лучшие времена. А точнее, один из самых интересных культурных проектов города скоро должен закрыться. В прошлом году собственник помещения поднял арендную плату. У «Ворот» стал накапливаться долг. Уже с 1 июня этого года у собственника есть все законные основания выгнать нынешнюю команду кураторов, а со зданием поступить по собственному усмотрению. Для спасения арт-площадки общественники собрали круглый стол, куда пригласили чиновников и всех заинтересованных лиц. Афиша RUGRAD.EU побывала на этом мероприятии и выяснила, почему «Ворота», скорее всего, обречены.


Арт-пространство «Ворота» появилось в городе в 2013 году. Тогдашнему председателю регионального Союза фотохудожников Юрию Селиверстову как-то удалось договориться с балансодержателем Закхаймских ворот (памятник федерального значения) — Центром стандартизации и метрологии Калининградской области. До того, как Союз фотохудожников начал обустраивать пространство, здание вообще никак не использовалось собственником. Там не было ни нормальных окон, ни отопления. Новые арендаторы постепенно обживали здание: отремонтировали стены, в ходе краудфандинговой кампании собрали деньги на окна, стали проводить концерты и открывать экспозиции. Благодаря грантовой поддержке фонда Геннадия Тимченко на территории, прилегающей к памятнику, разбили сад. «Ворота» постепенно превращались в то, чем они являются сегодня: городское арт-пространство, которое любили сравнивать с питерским лофт-проектом «Этажи» (обязательное участие в Музейной ночи, кафе, презентации книг и концерты групп, которые в Калининграде вряд ли могли рассчитывать на аудиторию больше 100 человек).

В 2015 году случилась трагедия: в Карелии погиб Юрий Селиверстов. Примерно через год команда «Ворот» раскололась. Часть кураторов ушла, а Союз фотохудожников (его возглавила Ольга Юрицына) попытался вдохнуть в проект новую жизнь.

Сейчас кажется, что проект «Ворота» уже никто и ничто не спасет. Пока тогдашняя команда занималась ремонтом, арт-пространство существовало на льготных условиях. Поначалу не было вообще никакой арендной платы, потом ее установили на уровне в 20 тыс. руб., а в ноябре 2016 года после того, как была проведена оценочная экспертиза, собственник остановился на цифре в 76 тыс. руб. На круглом столе насчитали, что федеральная структура установила для «Ворот» ставку в 400 руб. за квадратный метр. Для арт-пространства эта сумма оказалась критической: на круглом столе было заявлено: чтобы платить такие деньги, оборот всей площадки должен составлять около 250-300 тыс. руб. в месяц. После развала команды Союз фотохудожников уже успел накопить долг: структура должна федеральному бюджетному учреждению около 200 тыс. руб. Федеральное учреждение, у которого здание Закхаймских ворот находится на балансе, без труда может выселить арендаторов уже 1 июня.

Союз фотохудожников оказался в непривычной для себя ситуации: раньше вопрос с зарабатыванием денег и арендной платой так жестко не стоял. На круглом столе Ольга Юрицына призналась, что при прежней «очень удобной» аренде 20,6 тыс. руб. в месяц куратор им было достаточно проводить в месяц 2 коммерческих мероприятия, которые потом позволяли жить всем остальным мероприятиям. Сейчас, чтобы отбивать аренду, количество коммерческих мероприятий необходимо увеличивать как минимум в 2 раза.

Увеличивать свои заработки «Ворота» не спешат. Судя по обсуждению, Ольгу Юрицыну и ее команду устроит вариант, если региональное министерство культуры и туризма договорится с балансодержателем. К этому кураторов арт-площадки подталкивает и местная культурная общественность: деятелям культуры и общественникам кажется правильным, что большинство мероприятий в «Воротах» были бесплатными, что площадка не вставала на коммерческие рельсы и не превратилась за эти годы в магазин.

Председатель регионального представительства Союза российских писателей Борис Бартфельд прямо предупреждал, что «коммерция все испортит». При этом он уверен, что «ситуация разрешима», но «Ворота», по его мнению, должны спасать именно власти. «Я понимаю, что мы призываем вас сделать шаги, которые выходят за рамки обычного поведения чиновника, но по-другому это не разрешить, — обратился он к врио министра культуры и туризма Андрею Ермаку. — Надо браться вместе за руки и привлекать агентство по молодежной политике. Я думаю, что не только в КВН дело. КВН все любят, но это другое направление. И тоже очень важное направление», — заявил писатель, добавив, что депутат Госдумы от Калининградской области Алексей Силанов в курсе этой истории. Бартфельд, судя по всему, надеется также на его поддержку.

Бартфельд почему-то был уверен, что Ермак сможет договориться с федеральным учреждением, которое проявит добрую волю и отдаст Закхаймские ворота на баланс региону. Цену, установленную для арендаторов, он называл жесткой и коммерческой. «Если бы здесь организовывали магазины, торговлю водкой и еще что-то, то тогда это можно было оправдать», — заявил писатель.


Андрей Ермак в своем выступлении четко дал понять, что никаких особых иллюзий питать не стоит, а найти компромисс с директором Центра стандартизации и метрологии Игорем Беловым у него не получается. У чиновника областного правительства есть несколько вариантов решения проблемы. Впрочем, все они долгие, трудные, не гарантируют удачной развязки и вряд ли устроят команду «Ворот» и общественность (собравшиеся явно рассчитывали, что Ермак совершит чудо и аренду внезапно снизят). Андрей Ермак в существовании «Ворот» был явно заинтересован и видел в арт-пространстве неплохой туристический потенциал. Однако никакого «чуда» пообещать собравшимся он не мог.

В качестве первого рецепта Ермак предложил краудфантинговую кампанию, но сам признался, что, скорее всего, ничего с этим не получится. Если Союз фотохудожников, создав мощную медиашумиху, еще соберет деньги на аренду в один месяц, то потом люди устанут постоянно перечислять какую-то часть зарплаты на арт-проекты. Грантовая история в случае «Ворот» тоже вряд ли сработает: деньги разыгрываются региональным минкультом не такие большие и не часто.

«Есть такое понятие, как госзаказ. Если мы здесь размещаем какое-нибудь подведомственное учреждение вместе с Союзом фотохудожников, то мы ему, грубо говоря, выдаем госзадание. И это госзадание включает арендную плату», — предложил министр и тут же оговорился, что сценарий возможен не раньше 2018 года, когда будет утвержден новый областной бюджет. «Я все передумал с точки зрения того, что не наказывается уголовным кодексом. Пока я не очень вижу...», — развел руками чиновник.

Впрочем, Ермака все равно не оставляют мысли попытаться спасти «Ворота» с помощью денег областного бюджета. К примеру, его министерство могло бы закупать у фотохудожников права на фотографии. Это можно было бы организовать как на конкурсной основе, так и при помощи процедуры закупок у единственного поставщика. Сейчас министр думает, сколько у него есть свободных средств на такой странный маневр.

Поскольку идеальных решений для этой ситуации нет, стороны подумывают о том, чтобы отсрочить развязку. Теоретически Союз фотохудожников мог бы начать судебный процесс с Центром стандартизации и метрологии. Пока «Ворота» готовили к творческой жизни, в помещениях был произведен ряд улучшений. В структуре Игоря Белова полагают, что они ничего не должны кураторам площадки за ремонт, так как расплатились за это периодом пониженной аренды. Но эти расчеты Центра можно попытаться оспорить в арбитраже. Андрей Ермак считает, что тяжба позволит затянуть решение вопроса где-то месяца на 3. «Но мы понимаем, что мы выходим из формата переговоров в формат прямого конфликта [с Центром стандартизации метрологии]. Центр будет понимать, что мы искусственно тянем время. И не факт, что мы за 3 месяца решим этот вопрос», — пояснил Андрей Ермак.

Лучшим вариантом действительно могла бы стать передача Закхаймских ворот на региональный баланс. Но директор Центра Игорь Белов отдавать здание пока не хочет, так как его структура тоже вложила в него средства. По словам Ермака, «большие средства». Областное правительство пыталось предложить ему какие-то помещения для обмена, но эти варианты не устроили директора федеральной структуры. Впрочем, даже если бы Белов захотел проявить добрую волю и снизить для «Ворот» арендную плату, то это могло бы только обернуться для него неприятностями на службе (а то и уголовным делом). Сумма была утверждена на основании экспертизы. Юридических оснований, чтобы снизить сумму, у директора нет.

В принципе, у регионального министерства есть возможность вытеснить в этих переговорах структуру Игоря Белова за скобки. Для этого Андрею Ермаку надо заручиться поддержкой федерального минкульта. Ведомство Владимира Мединского могло бы провести переговоры с министерством промышленности (Центр подотчетен федеральному Минпрому). Возможно, двум федеральным ведомствам в этом вопросе гораздо легче найти общий язык. Тем более что у области есть возможности для лоббирования своих интересов: врио губернатора Антон Алиханов — выходец именно из министерства промышленности.

Однако передача здания — это тоже достаточно трудоемкий процесс. На встрече внезапно оказалась руководитель регионального управления Росимущества Наталья Сибирева. Она пояснила, что процесс займет около года. Ермак в свою очередь заявил, что даже если его ведомство получит Закхаймские ворота, то он окажется связан все теми же результатами экспертизы (то есть нет никаких гарантий, что министерство культуры и туризма сможет снизить сумму аренды).




Глава управления Росимущества также предупредила, что если заручиться поддержкой федерального Минкульта, то здание, скорее всего, будет передано не ведомству Андрея Ермака, а федеральному Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры. «Выторговать» у этой структуры Закхаймские ворота вряд ли получится. С этим был согласен даже Андрей Ермак.

Единственное, о чем удалось договориться во время круглого стола, — это о том, что будет проведена встреча Андрея Ермака с оценщиком помещений «Ворот», представителями собственника здания и чиновниками Росимущества. Один из призрачных шансов сохранить «Ворота» — это повторная оценка, которая может определить уже другую сумму. Наталья Сибирева при этом предупредила Юрицыну, что «арендная плата должна быть увеличена», так что куратор вряд ли может рассчитывать на прежние 20 тыс. руб.

Кроме этих договоренностей о встрече чиновников, которые попытаются договориться о судьбе «Ворот» без всякой общественности, ничего конкретного за 2 часа решить не удалось. Бывшая команда кураторов, которые попытались забыть про бывшие распри перед лицом возможного исчезновения «Ворот», рассказывала Союзу фотохудожников, как можно начать зарабатывать больше. Также экс-кураторы заявили, что арендную ставку подняли еще при них и им удавалось отбивать аренду несколько месяцев. Но на эти предложения присутствующие реагировали без особого энтузиазма. Предложение поменять экономику постоянно натыкалось на то, что у «Ворот» не определена концепция: якобы общественность здесь видит в первую очередь городское пространство с бесплатными мероприятиями.

Один из бывших кураторов Евгений Макархин уверял, что «Ворота» могут зарабатывать до 200 тыс. руб. в месяц. Бывшие кураторы посчитали, что около 20 тыс. руб. можно получать с кафе, которое по-прежнему работает на площадке. Второй этаж можно было бы отдать под художественные и ювелирные мастерские. Туда реально вместить около 6 арендаторов, и с каждого собирать примерно по 6 тыс. руб. в месяц. Остальное, видимо, предполагается зарабатывать на корпоративах и других коммерческих мероприятиях.

«Зарабатывание денег в концепции должно быть на десятом месте. Я могу с этой территории заработать миллион рублей в месяц. Но никаких культурных мероприятий тут не будет. Мы должны были понудить власть сделать решительные шаги. Власть может все. Но она должна понимать, что у них нет другого выхода. Но, к сожалению, мне не кажется, что они это поняли», — оборвал эту дискуссию Борис Бартфельд. «Публичный дом здесь будет!» — перебил его кто-то из зала.


Текст: Алексей Щеголев
Фото: RUGRAD.EU



Комментарии